... или "сурковская пропаганда" по северокорейски
Люси Уильямсон / Би-би-си, Сеул
Каждый вечер выпуск новостей в КНДР открывается песней, воспевающей мифические качества лидера нации Ким Чен Ира и священную гору, на которой он якобы родился.
Жители Северной Кореи привыкли к гиперболам государственных СМИ, неустанно твердящих об экономическом гении Ким Чен Ира и его великодушной заботе о благе нации.
После смерти вождя 17 декабря газеты, радио и телевидение КНДР сконцентрировали свое внимание на серии странных природных явлений, произошедших по всей стране: лед на огромном замерзшем озере раскололся; вершина священной горы, где родился Великий Руководитель, осветилась красным сиянием; а на дерево уселась стая сорок, по словам одного из партийных лидеров, "застывших в глубокой скорби".
"Мы не можем просто отмахнуться от этого как от обычного природного явления, – сказал он в интервью государственному телевидению. – Это знак того, что не только люди по всему миру, но и представители животного мира не могут забыть нашего Любимого Руководителя".
Неудивительно, что его портреты – наряду с портретами его отца Ким Ир Сена – украшают большинство вертикальных поверхностей в стране, включая стены квартир простых корейцев, а также сопровождают все выпуски телевизионных новостей.
Наряду с армией северокорейские СМИ – пожалуй, главный государственный институт, ответственный за поддержание власти национального лидера.
Вокруг фигуры Ким Чен Ира, как и вокруг его отца, был выстроен мощный культ личности – сейчас режим в Пхеньяне начал работу над образом преемника, Ким Чен Ына.
Это настоящая пропагандистская фабрика грёз, которая для большинства жителей КНДР является единственным источником информации.
"Пышный слог"
Профессор международных отношений университета Тонсо в Южной Корее Брайан Майерс скрупулезно изучает архивы северокорейских СМИ.
По его словам, такая совокупность художественных приемов с большим количеством аллегорий, заимствованных из мира природы, раньше уже использовалась в других политических системах.
"Существует убеждение, которое было распространено в имперской Японии и нацистской Германии, что географическая территория, которую занимает та или иная нация, отражается в характере самого народа", – утверждает он.
"Столь пышный слог, подобный тому, что мы видели [в северокорейских СМИ] в последние нескольких дней – про треснувший лед и журавлей в небе – отражает уникальное северокорейское понимание особой связи между территорией и нацией", – поясняет он.
В случае с Ким Чен Иром, говорит эксперт, агитаторы потратили годы на создание в головах людей образа вождя.
"Официальный образ Ким Чен Ира в пропаганде – это человек, у которого совершенно нет времени на себя. Значительная часть пропагандистской машины была направлена на то, чтобы заставить людей чувствовать вину за тот огромный груз работы, которую выполняет лидер", – говорит Майерс.
"Думаю, выражение этого чувства вины составляет существенную часть проходящей сейчас траурной церемонии", – добавляет он.
Запрещенное искусство
Сунму, который сейчас живет в Сеуле, когда-то служил государственным художником в Северной Корее и был одним из винтиков пропагандистской машины. Он вспоминает, как работал в годы правления Ким Ир Сена, первого "отца нации".
СМИ находились под таким жестким контролем, говорит он, что лишь очень узкому кругу людей было позволено писать портреты Великого Вождя.
"Все указания о том, что именно должно быть изображено на картине и как именно это делать, спускались сверху, поэтому мне оставалось только следовать инструкциям", – рассказывает Сунму.
"Я хотел нарисовать самого Ким Ир Сена, однако это было позволено лишь нескольким избранным художникам, – вспоминает художник. – Поэтому я закрывался в комнате, писал его портрет, а затем сжигал его. Даже моим родителям нельзя было знать об этом".
По словам Сунму, если бы кто-то узнал, что он осмелился рисовать Великого Вождя, его бы отправили в концлагерь, "а может быть, даже казнили".
Однако именно потому, что простым художникам запрещалось рисовать Ким Ир Сена, желание нарушить это табу было особенно сильным, утверждает Сунму.
На этот раз, по его словам, северокорейские медиа сконцентрировали свое внимание на "Великом Преемнике", младшем сыне Ким Чен Ира и новом лидере страны.
Ким Чен Ыну еще нет и 30, однако его уже изображают поразительно похожим на своего деда, наделенного титулом вечного руководителя КНДР.
Не имеющий практического опыта и еще не привыкший к роли лидера нации Ким Чен Ын, возможно, оказывается еще более зависимым от мощи агитпропа и культа личности, созданного уникальной пропагандистской машиной этой закрытой страны.
Thursday, December 29, 2011
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment