Thursday, March 8, 2012

Сокушинбутсу или как стать нетленной мумией за 4 простых шага

Многие люди, услышав о нетленных останках, ищут какие-то мистические объяснения. Однако истина проще. Как известно, чудес на свете не бывает, зато есть природные факторы и полно фанатиков, которые готовы, в буквальном смысле, на все.

Мумификация - процесс, в результате которого прекращается или замедляется процесс разложения тканей после смерти. Различают рукотворную мумификацию, натуральную и самомумификацию. В случаях натуральной и самомумификации все внутренние органы остаются на месте. Также см. статью Мумия (вики).

The body of Shinnyokai Shonin, found in Oaminaka, Japan
Рукотворная мумификация. Известно несколько способов мумификации, но наиболее распространенным считался процесс с использованием химических веществ растительного или животного происхождения (бальзамирование). Особую популярность мумификация имела в Древнем Египте. В настоящее время мумификации практикуют племена Центральной Африки и Южной Америки. А еще Северная Корея (Ким Ир Сен), Россия (Ленин), Вьетнам (Хо Ши Мин), Китай (Мао Цзе Дун)...

Натуральная мумификация происходит, если тела умерших людей оказываются в условиях окружающей среды, препятствующих разложению, например, жаркий и сухой воздух или наоборот - низкая температура. Примером может являться Эци - ледяная мумия эпохи халколита.

Самомумификация - превращение тела в мумию без дополнительных вмешательств (бальзамирования). Именно об этом типе и пойдет дальше речь.

Сокушинбутсу (сокусинбуцу, Sokushinbutsu) - буддистские монахи, которые целенаправленно двигались к смерти таким путем, чтобы вызвать мумификацию. Эта практика применялась в северной Японии в районе префектуры Ямагата (Yamagata). Считается, что сотни монахов предприняли попытку самомумификации, однако лишь два десятка мумий было обнаружено. Процедура самомумификации была следующей.


Этап 1 - строгая диета. Первые 1000 дней монахи садились на диету из орехов и зерен, при этом подвергая себя тяжелым физическим нагрузкам, в результате чего у них резко сокращался объем жировой ткани.

Этап 2 - еще более строгая диета. Вторые 1000 дней монахи переключались на кору и корни сосен, становясь похожими на живых скелетов.


Этап 3 - регулярное принятие яда. В конце второго срока монахи начинали пить ядовитый чай из сока дерева Уруши (Urushi, лаковое дерево), плоды которого используются для изготовления мебельного лака. Сок этого дерева содержит органический токсин уришиол. Ядовитый чай обладал рвотным, потогонным и мочегонным эффектами, приводя к быстрой потере жидкостей организмом. Что еще более важно, накапливающиеся токсины делали тело слишком ядовитым для личинок.

Этап 4 - время смерти. Монаха помещали в каменную гробницу габаритами немногим больше его тела. В ней он сидел в позе лотоса, имея для связи с внешним миром колокольчик и трубку, по которой поступал воздух. Каждый день монах звонил в колокольчик, давая знать тем, кто снаружи, что он еще жив. Когда колокольчик переставал звенеть, трубку убирали и гробницу запечатывали. Спустя 1000 дней гробницу открывали и смотрели, успешной ли была мумификация. Если внутри была мумия, монаха объявляли Буддой и выставляли мумию в храме. Если внутри было разложившееся тело, статус Будды монах не получал, хотя ему воздавали почести и дань уважения за стойкость и устремление.

Существует также точка зрения, что самомумификации способствовало употребление насыщенной мышьяком воды из священного источника на горе Юдоно (Yudono) префектуры Ямагата.


Считается, что практику сокушинбутсу основатель школы Сингон (Shingon) монах Кукай (Kūkai, 774-835) принес из Китая, где она позже была утеряна. В 804г Кукай поехал в Китай, где он изучал тантру и вернулся назад, привезя с собой большое количество текстов и буддийских изображений, на основе чего он разработал свое собственное учение и практику.

В наши дни сокушинбутсу не практикуется.

By Кхак Минь
Разумеется, география нетленных мумий не ограничивается Японией и Китаем. Например, во Вьетнаме недалеко от Ханоя в пагоде Дау находится мумия бывшего настоятеля местного монастыря. Более 300 лет назад на закате жизни By Кхак Минь уединился в часовне и погрузился в 100-дневное голодание и медитацию. После смерти его тело не разлагалось и спустя несколько месяцев монахи покрыли его краской и оставили сидеть в нише храма.

Нетленные мумифицированные тела находили и на территории России, например - Хамбо Лама XII (Итигелов / Итигэлов). Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

Впрочем, совсем не обязательно быть монахом или прилагать какие-то специальные усилия, чтобы после смерти тело не разлагалось.

Натуральная мумификация, как сказано выше, происходит, когда условия окружающей среды препятствуют разложению -  в условиях сильного холода, очень низкой влажности или отсутствии воздуха при погружении тела в болото (см. Болотные люди). Нахождение тела в сухом и жарком воздухе (см. мумии Гуанахуато, Мексика), погребение в сухой песчаной почве или при низкой температуре могут привести к мумификации.

Человек из Толлунда, умерший прим. в IVв до н.э., найден в 1950г в торфяном болоте в Толлунде, Дания
Изнурительные болезни, связанные с значительной потерей массы тела, истощение, голод - являются факторами, способствующими мумификации.

В наши дни на западе многие люди (обычно молодые девушки) добровольно страдают анорексией, сознательно отказываясь от пищи и доводя себя до крайнего истощения. С ихним мышечно-жировым композингом, вернее, отсутствием такового, они также являются вполне подходящими кандидатами на самомумификацию. Во всяком случае, первый этап сокушинбутсу они уже прошли...

No comments: