Ильяс Хан / Би-би-си, Исламабад
Десять лет назад тысячи вооруженных сторонников движения Талибан покинули свои укрепления, отказались от власти и растворились в афганской провинции. Они по сути позволили западным войскам захватить Афганистан без боя.
Но сегодня эти плохо организованные вооруженные формирования превратились в развернутую партизанскую сеть, которая в последнее время осуществила нападения на важные объекты и помешала планам США по сокращению своего военного присутствия в Афганистане.
Важно, что талибам удалось этого добиться без харизматического лидера, единой командной структуры и сложившейся политико-экономической стратегии.
Как же им это удалось?
В течение трех лет после октября 2001 года, когда режим талибов пал под давлением коалиционных войск, в Афганистане о них вспоминали нечасто.
"Вначале афганцы приветствовали талибов, поскольку они положили конец четырехлетней гражданской войне, но когда Талибан начал внедрять свои жесткие исламистские законы, люди очень быстро устали", - говорит отставной бригадный генерал Мехмуд Шах, который возглавлял службы безопасности северо-западных районов Пакистана.
"Люди приветствовали американцев, потому что в них видели освободителей. У талибов тогда не было никаких шансов", - добавляет Шах.
Впрочем, уже в 2006 году Талибан укрепил свои позиции на юге Афганистана – в особенности в провинциях Забул, Кандагар и Гильменд. К 2008-му талибы уже действовали на севере, неподалеку от Кабула.
Ошибки американцев
По словам Шаха, американцы совершили две ошибки, которые свели на нет их первоначальные успехи.
"Они сосредоточились на военных задачах, а не на стабилизации и развитии страны, - говорит отставной генерал. - Кроме того, они вскоре пожелали начать другую войну, в Ираке, - и при этом забыли о войне по необходимости, которая привела их в Афганистан".
Бывший пакистанский военный добавляет, что укреплению позиций талибов способствовало всеобщее недовольство властями из-за задержек с восстановлением страны и разгула коррупции среди правительственных чиновников – в то время, когда в Афганистан возвращались миллионы беженцев из Ирана и Пакистана.
Эксперты, однако, напоминают о важности роли Пакистана, откуда талибы пришли в 1994 году и куда большинство из них бежали в 2001-м.
Многие считают, что нынешнее афганское исламистское подполье родилось в пакистанском регионе Вазиристан, который находится под контролем племен.
Даже в то время, когда на большей части Афганистана царило спокойствие, в Вазиристане постоянно действовали талибы, и сообщения об их нападениях часто попадали на первые страницы мировой прессы.
В 2002 году, а затем и в 2004-м, между пакистанскими войсками и талибами постоянно происходили столкновения. Но затем стороны заключили несколько мирных соглашений, в результате которых военные по сути оставили под контролем Талибана большинство соседних с Афганистаном приграничных районов, где сильны позиции племен.
Роль пакистанской армии
Большинство экспертов соглашаются – как в частных беседах, так и открыто – что пакистанские военные позволили талибам превратить Вазиристан в убежище боевиков, хотя имели все возможности справиться с ними.
"Думаю, что в армии по этому вопросу не было единства, - считает пакистанский эксперт по оборонным вопросам Хасан Аскари Ризви. – Армия их терпела, и она им помогала".
Свои первые потери коалиция западных государств потерпела именно на юго-востоке Афганистана – около границы с Вазиристаном.
В течение 2002-06 годов основное внимание было приковано к боям на юго-востоке и северо-востоке страны – в афганской провинции Кунар, которая граничит с пакистанскими районами Баджаур и Мохманд.
Из-за этих событий мало кто заметил концентрацию талибов в юго-западной пакистанской провинции Белуджистан: оттуда исламисты постепенно проникали в такие регионы Афганистана, как Забул, Кандагар и Гильменд. На это наступление никак не реагировали ни пакистанские военные, ни коалиционные войска в Афганистане.
Результаты оказались вполне предсказуемыми.
Западные чиновники признают, что в 2008-09 годах силы западной коалиции не смогли удержать контроль над важными для Талибана районами в центре Кандагара и на юге Гельменда. Там боевики организовали производство взрывных устройств, склады с оружием, и оборонительные позиции, а также наладили линии коммуникации.
"Пенджабские талибы"
С момента, когда в 2010 году президент США Барак Обама объявил о резком увеличении американского контингента в Афганистане, коалиционным силам удалось вытеснить талибов с их позиций в Кандагаре и Гильменде.
Однако партизанская война сейчас идет и в других регионах, в том числе около столицы Кабулы и даже в прежде спокойных северных районах страны.
Сейчас Талибан все чаще прибегает к использованию смертников при организации взрывов, а также к нападениям на важные объекты, имеющие большое психологическое значение.
Кроме того, исламисты в Афганистане получают постоянное - и лучше обученное – подкрепление из пакистанских регионов, в частности, из Вазиристана.
Информированные источники сообщили Би-би-си, что эти боевики - в основном пакистанцы, которых местные жители называют "пенджабские талибы"; их специализация – организация нападений с применением взрывных устройств и огнестрельного оружия. Значительная их часть входит в группировку Хаккани, базирующуюся в Вазиристане.
По данным наших источников, с 2009 года боевики Хаккани добираются до границы с Афганистаном в пакистанских военных машинах – судя по всему, чтобы скрыться от ракетных ударов, осуществляемых беспилотными летательными аппаратами ЦРУ.
Источник Би-би-си в пакистанской армии признает сотрудничество с исламистами.
Ключи к миру
Официальный представитель вооруженных сил Пакистана генерал-майор Атар Аббас отвергает подобные утверждения как "вредные и фальшивые". "Ничего более неправдоподобного придумать невозможно", - написал он недавно Би-би-си.
Однако некоторое время назад американские чиновники предположили, что недавние нападения в Кабуле были организованы при содействии пакистанской разведслужбы ISI. И вопросы о том, какую роль армия Пакистана на самом деле играет в партизанской войне в Афганистане, возникают все чаще.
Многие на Западе убеждены, что ключи к миру в Афганистане находятся у пакистанских военных.
В течение последующих месяцев станет ясно, есть ли в этих утверждениях правда, и согласится ли Пакистан удовлетворить требования международного сообщества.
Saturday, October 8, 2011
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment