Выставка в Вене спровоцировала бурные дебаты по вопросу о наготе. На Западе люди давно привыкли к изображениям обнаженного женского тела, но мужская нагота по-прежнему часто шокирует. Еще до открытия выставки кураторы музея прикрыли часть афиш, так как, по их словам, они вызывали возмущение у публики.
При входе на выставку в музее Леопольда вас встречают пять статуй голых мужчин.
Самая ранняя относится к древнеегипетскому периоду. Самая современная сделана на основе манекена из витрины магазина.
Директор музея Леопольда Тобиас Наттер говорит, что эта инсталляция – как бы "прогулка" по пяти векам истории.
"Вот древнеегипетская обнаженная статуя, что для египетского искусства очень необычно, тут и римское искусство, и Роден XIX и ХХ веков, и постмодернистская статуя. Это говорит посетителю, что мужская нагота в искусстве основана на очень давних традициях", - говорит Наттер.
На выставке представлены практически все возможные стили и школы – от картин Рубенса, Сезанна, Мюнха и Шиле до гораздо более модернистских и сексуально откровенных работ американского фотографа Роберта Мэпплторпа.
Тут и там натыкаешься на изображения ануса или же возбужденных пенисов.
Футболисты во всех деталях
По словам Наттер, музей стал первопроходцем.
"Выставка, посвященная изображению мужского тела, – вещь необычная. Странно, что выставки, посвященные обнаженным женским телам, бывают часто, но до сих пор не было ни одной о мужской наготе. Это все еще табу", - говорит Наттер.
"При этом мы видим, что изображения обнаженных мужчин все чаще появляются в современном обществе – на афишах, на сцене, – это становится нормальным".
Однако, по словам Наттера, люди по-прежнему очень по-разному относятся к изображениям обнаженных женщин и мужчин.
По его словам, рекламная кампания выставки подчеркнула различный подход к наготе. Люди по-разному реагируют на афиши с голой женщиной и голым мужчиной. Эта дифференциация в культуре общества "продолжается, и это стоит обсудить в рамках этой выставки".
На одной из афиш, рекламирующих выставку, была фотография троих обнаженных футболистов, видимых во всех деталях. Незадолго до открытия выставки в музей Леопольда поступило так много жалоб, что музею пришлось отреагировать на возмущение общества.
На некоторых, но не на всех, афишах появилась красная полоса, прикрывающая интимные части тела футболистов.
Однако Вена битком набита афишами с полуголыми женщинами, и город известен своим спокойным отношением к наготе в смешанных саунах и на городских пляжах. Почему же тогда именно эти афиши вызвали такое возмущение?
Эрих Косина из венской газеты Die Presse говорит, что музей ожидал, что его афиши вызовут дебаты, но пересек черту дозволенного и оскорбил многих горожан.
"По-моему, мы просто привыкли видеть обнаженных женщин, потому что их часто демонстрируют как нечто желанное в рекламе и на телевидении. Обнаженные мужчины встречаются не так часто, и мы не привыкли видеть пенисы. Наверное, это и является основной проблемой", - говорит Эрих Косина.
"Женская нагота не угрожает"
Искусствовед Эва Кернбауер из Венского университета прикладного искусства говорит, что изображения обнаженных мужчин - вещь совсем не новая, но не стоит забывать, что мужские и женские тела изображаются по-разному.
"Мужская нагота всегда связывалась с силой, неуязвимостью и героизмом, а женская – с красотой и эротикой", - говорит она.
"Не стоит забывать, что изображения так называемой "Venus pudica" ("Венеры стыдливой") появлялись уже в древней Греции, и что изображения женского целомудрия и женской наготы очень тесно связаны. Женская нагота не угрожает, она уязвима, так как признает существование чужого взгляда".
С мужской наготой все гораздо сложнее, считает Кернбауер.
"Мужская нагота часто ассоциируется с демонстрацией половых органов – пениса, – и это часто делается в рамках классического представления об агрессии и силе".
"Хотя половой орган сам по себе не должен обязательно казаться угрожающим или агрессивным, но его изображение резко отличается от доминирующей модели женской наготы", - говорит Кернбауер.
Но, несмотря на многочасовые поиски, мне так и не удалось найти ни одного жителя Вены, возмущенного афишами музея Леопольда.
Один мужчина в конце концов признался, что он "не очень высоко оценивает" эти афиши.
Женщина, назвавшаяся Евой, сказала, что "это выглядит провокационно. С другой стороны, это как бы напоминание о том, что в прошлом нагота была обычным делом в искусстве, и, по-моему, нам пора к этому привыкнуть".
Некоторым голые мужчины на афишах просто нравятся - например, туристке из Франции Сесиль: "У них очень красивые тела, они спортсмены, а не уродливые старики с большим животом. Очень приятно на это смотреть".
No comments:
Post a Comment