Выдержка из материала Би-би-си: Точные и достоверные данные на этот счет отсутствуют.
Во время последней переписи населения, проводившейся в октябре прошлого года, по настоянию иерархов РПЦ в переписные листы не был включен вопрос о вероисповедании.
"Мне этот эпизод о многом рассказал, - заявил Русской службе Би-би-си член президентского Совета по правам человека Дмитрий Орешкин. - Могли бы получиться цифры, которые разочаровали бы православную церковь, и во всяком случае, лишили бы Патриарха возможности претендовать на положение единственного духовного лидера нации".
По данным социологов, в этом году православное Рождество праздновали 63% жителей России - на 15% больше, чем шесть лет назад. Правда, неизвестно, сколько из них являются глубоко верующими и готовы прислушиваться к мнениям Патриарха по политическим вопросам.
"Левада-центр" и Фонд "Общественное мнение" сообщают, что к православным относят себя 70-75 процентов населения России. При этом соблюдают Великий пост примерно 15%, а регулярно ходят в церковь, исповедуются, причащаются и беседуют со священниками всего четыре процента - примерно столько же, сколько в СССР.
Более того: в ходе опросов о своей вере в Бога заявляют около 60% россиян, причем в их число входят приверженцы других религий и те, чье мировоззрение представляет собой причудливую смесь из деизма, веры в судьбу и переселение душ.
Таким образом, чуть ли не половина из называющих себя православными при этом не верят во Христа.
Известный политик-коммунист Виктор Алкснис, отвечая несколько лет назад на вопрос газеты "Московский комсомолец", православный ли он, заявил: "Разумеется, хотя в Бога я не верю".
Как такое может быть?
"Слова "религиозное возрождение в России" могут употребляться только в кавычках. Это возрождение имеет самый поверхностный и "идеологический" характер, не затрагивая более глубоких слоев сознания. В полном противоречии с логикой и прямым значением терминов в современной России понятие "православный" не является частью более широкого понятия "верующий", а наоборот, понятие "верующий" является частью понятия "православный", - писал социолог Дмитрий Фурман.
По мнению многих исследователей, православие в российском массовом сознании - это не столько вера в Бога и христианские ценности, сколько "русская вера", государственная и цивилизационная идентичность. Быть православным - значит быть русским и противопоставлять себя в этом качестве остальному миру.
По мнению Дмитрия Орешкина, нынешние политические лидеры России ценят в православии, прежде всего, эту сторону.
"Церковь у нас воспринимается как государственная структура, вопреки тому, что написано в конституции, - заявил он Русской службе Би-би-си. - Концепция "вертикали" подразумевает монизм власти. Одна группа людей знает, что хорошо и что плохо, и должна находиться у власти вечно. Один Бог на небе, один его наместник на земле, одна идеология в головах. Все, кто против этого - враги или изменники и подлежат, как минимум, моральному осуждению".
"Почему-то в Норвегии, во Франции, в Германии никакой национальной идеи нет, и никто из-за этого не переживает. А из нас все время хотят сделать что-то единое и неделимое. Коммунистическая идея умерла, на ее место пытаются водрузить казенно-патриотическое православие", - считает аналитик.
По мнению политологов, руководству РПЦ приходится решать непростую задачу: соблюсти баланс между консервативной "православной общественностью" и теми верующими, которые считают, что духовенству следовало бы быть ближе к народу, иметь независимое суждение о сложных проблемах современной жизни и больше проповедовать христианскую любовь и милосердие вместо того, чтобы ездить с "мигалками", поддерживать государство в любых его начинаниях и благословлять оружие.
Церковные иерархи предпочитают не выносить на публику свои разногласия, но независимые наблюдатели уверены, что среди них и сегодня имеются "иосифляне" и "нестяжатели", призывающие извлечь урок из событий столетней давности.
По оценкам аналитиков, патриарх Кирилл является государственником в большей степени, нежели его предшественник Алексий II.
Хотя конец официальному атеизму и гонениям на церковь положили перестройка Горбачева и реформы Ельцина, нынешний предстоятель РПЦ постоянно выражает крайне негативное отношение к "лихим 90-м", фактически, ставя знак равенства между ними и большевистской смутой.
Прошлой осенью внимание общества привлекла одобренная Госдумой поправка в закон "О государственной охране". В его старой редакции говорилось, что таковая предоставляется президенту, премьер-министру, спикерам Госдумы и Совета Федерации, председателям высших судов, генеральному прокурору, а также, по усмотрению президента, "иным лицам, замещающим государственные должности". В новом варианте упоминания о государственных должностях нет.
Как пояснили на условиях анонимности источники в ФСО, это было сделано, чтобы формально легализовать предоставление государственной охраны патриарху Русской православной церкви, который, впрочем, и без того пользовался ею уже давно.
"Знаменитый папамобиль и охрана Папы Римского содержатся за счет бюджета Ватикана. Исламские религиозные лидеры приезжали на встречу с Дмитрием Медведевым в Нальчике, где я присутствовал в качестве члена президентского Совета по правам человека, в сопровождении черных джипов с вооруженными телохранителями, но за счет мусульманской общины. РПЦ - организация не бедная. Дело не в деньгах, и не в безопасности патриарха. Такие вещи, как спецтелефон, "мигалка" и охрана ФСО определяют высокий статус человека в символическом пространстве бюрократии", - заявил по этому поводу Дмитрий Орешкин.
Friday, February 3, 2012
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment