Saturday, January 1, 2011

На фига мифология в массах?

Открытое письмо

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А.МЕДВЕДЕВУ

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы, нижеподписавшиеся ученые-обществоведы, обращаемся с этим посланием к Вам как к высшему руководителю страны и гаранту соблюдения Конституции РФ. Мы серьезно обеспокоены ростом числа верующих в нашей стране, возвышением церкви и религии и значительной помощью этим процессам со стороны государства. Возникает вопрос: куда собирается двигаться современная Россия? К вершинам социального прогресса или в обратную сторону?

Церковь, в особенности православная, стремится фактически стать государством в государстве, как это было в давние прошлые века. К сожалению, наше государство всячески этому потворствует. И результаты налицо. Благодаря значительным преференциям со стороны государства построены и строятся многочисленные храмы. На государственные средства открываются новые духовные академии, университеты и семинарии. Церковь получила широкий доступ к государственным СМИ. В ВАКе при министерстве образования и науки уже активно обсуждается вопрос о присуждении ученых степеней кандидата и доктора богословских, теологических наук и уравнивании их в правах со светскими учеными. С каких это пор мифология стала наукой? В ряде ведущих вузов страны студентам преподают специальные вопросы теологии и даже целостные теологические курсы. Так или иначе, религию изучают во многих общеобразовательных школах всех субъектов РФ. А с 2010 г. по распоряжению правительства РФ (октябрь 2009 г.) в общеобразовательных школах 19 регионов страны в качестве обязательного апробируется комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий ряд наиболее распространенных у нас в стране религий. Судя по тем учебникам и методическим разработкам, которые подготовлены по данному учебному курсу, детям, начиная с 4-го класса школы (т.е. в том возрасте, когда критическое мышление еще совершенно неразвито), фактически будут прививать веру в религиозные догматы, а не серьезное знание о религии и умение ее критического осмысления. В армии и на флоте вводятся должности так называемых капелланов, полковых священников.

Каждый день по государственным каналам радио и телевиденья, в печатных органах нам восторженно рассказывают о том, что религия и церковь – это источник всякого добра, наш духовный воспитатель, важнейший ориентир и идеал. Поэтому они должны быть широко представлены в любом сегменте общественной жизни. По тем же каналам нас потчуют всевозможными выдумками о многочисленных ангелах и Сатане, о всезнающем и всемогущем Боге; рисуют красочные картины про загробный мир с его раем и адом, про путешествие человеческих душ в этом загробном мире; настаивают на том, что высший смысл жизни человека заключается в служении Господу и в подчинении его воле. Казалось бы, в наше время, в век огромных достижений науки, техники, культуры, образования тиражировать подобные средневековые представления уже просто неприлично. Однако это делается с завидным постоянством, подталкивая людей, особенно незрелую молодежь, в лоно интеллектуальной нищеты, небылиц и мистики. Понятно, что церкви для осуществления своих корпоративных интересов нужны большая публичность, привыкание всех граждан к персонам в рясах, воспитание как можно большего числа людей в религиозном духе. Но нужно ли это самим гражданам, по крайней мере, их значительной части? Может ли это способствовать решению проблем современной России, ее модернизации, обретению человеком веры в свои силы, формированию у него реалистического научного мировоззрения и способности взять ответственность за свои поступки на себя, а не кивать на смущающего его дьявола?

В то время как у нас в стране церковь и религия при поддержке государства берут все новые высоты, производство, наука, образование, культура все более деградируют. Начиная с 90-х годов, свернуты многие космические программы; прекращены и не финансируются важнейшие научно-исследовательские работы; развалились десятки отраслевых научно-исследовательских институтов; более 500 тысяч ученых и научных работников уехали за рубеж. Полностью загублены перспективные биотехнологии. Запустело строительство новых машин, станков, самолетов, кораблей и пр. По ряду важнейших направлений науки и техники идет серьезное отставание от мирового уровня. Россия все более становится неконкурентоспособным государством в мире и превращается в третьеразрядную страну. Тысячами закрываются общеобразовательные школы, особенно в сельской местности. Сотни тысяч юных граждан страны сегодня не садятся за школьные парты, пополняют ряды беспризорников и преступников. В литературе и искусстве процветают порнография, жестокость и насилие. Эту ситуацию нужно срочно менять в лучшую сторону.

Из мирового опыта, из опыта собственной страны мы знаем, что в тяжелые времена, когда человек от горя и беды хватался за соломинку, чтобы спастись и выжить, религия и церковь становились для многих людей необходимой отдушиной, важнейшим спасительным средством (для какой-то части населения таковыми они остаются всегда). Тогда многократно расширялась и повышалась религиозность народа, значительно возрастал удельный вес в жизни общества церкви с ее догматами. Но в долговременной перспективе они становились и становятся серьезной помехой успешному развитию любой страны, в том числе и нашей.

Во-первых, давно доказано, что только рост и использование достоверных научных знаний, а не расширение религиозности народа, приводят общество к новым социальным и техническим высотам. Об этом необходимо всегда помнить.

Во-вторых, с увеличением числа верующих, с возвышением церкви и религии неизбежно растут значимость и амбиции каждой из конфессий, которых в современной России немало, обостряется борьба между ними за ведущее положение в обществе. Все это не сплачивает людей, этносы, нации воедино, а, наоборот, усиливает раскол общества по религиозному признаку, что губительно для страны. Этого допустить никак нельзя.

В-третьих, церковь, выдавая свое чувственно-фантастическое учение за вечно истинное, всегда мешала и продолжает мешать процессу успешного познания и освоения мира, процессу глубокого изучения самого человека и условий его жизни. Церковный догматизм мешает решению многих важных и назревших жизненных проблем, в значительной мере тормозит социальный прогресс. Вот и теперь церковь максимально пытается остановить разработку и практическое применение результатов исследования генома человека, добивается категорического запрета на искусственное воспроизводство людей – этой важнейшей альтернативы выживания и развития человечества.

В-четвертых, бездоказательные религиозные выдумки не только не помогают решению острых жизненных проблем, но в век ядерного, химического, бактериологического оружия, техногенного производства становятся очень опасными. Ведь религиозный фанатик, вооруженный так называемыми вечными истинами, красочными рассказами о загробном рае, из лучших побуждений может однажды отправить всех нас на тот свет. Наглядный тому пример – террористы-смертники которые, полагая, что они попадут в рай, охотно убивают себя и окружающих людей. Зачем же приумножать число этих религиозных фанатиков?

Исходя из изложенного, мы считаем, что нынешняя государственная политика в отношении церкви и религии требует серьезной корректировки. Мы убеждены, что светское государство не должно скатываться в сторону клерикализма. Это означает что:

1. Государство должно, наконец, выработать четкую государственную программу, содержащую стратегию развития нашего общества с указанием главной цели и задач этого развития, основных средств их достижения, последовательности и важных этапов их выполнения. Эта программа светского государства исключает религию из своего содержания. Должен соблюдаться конституционный принцип отделения церкви от государства (см. Конституцию РФ ст. 14, 15, 19, 28), а не сращивание их между собой, что фактически происходит у нас сегодня.

2. На всех уровнях и, прежде всего, государственном, должна вестись активная пропагандистская, просветительская, воспитательная работа с населением с целью формирования у него представлений о преимуществах светского образа жизни, развития научного мировоззрения, включающего атеизм. Нельзя пускать этот процесс на самотек. Недопустимо превращать государственные каналы радио и телевиденья в молельные дома и пропагандистские рупоры церкви. Нужно всемерно расширять общеобразовательные программы, пропагандируя последние достижения науки, рассказывая людям о теории эволюции, о реальном возрасте нашей вселенной, о физических процессах, которые привели к возникновению солнечной системы и зарождению жизни на Земле.

3. Необходимо упорядочить деятельность бесчисленных колдунов, магов, знахарей, «Божьих посланников», перевести ее на лицензионную основу. Тем самым положить конец тому беспределу, который они творят с нашим народом.

4. Нужно оградить светские среднюю и высшую школы от наводнения их давно устаревшими и опровергнутыми религиозными идеями. Умы молодых людей должны занимать достоверные научные знания о высоком предназначении человека в мире, его больших способностях и возможностях, а не «Закон Божий» с его рассказами о выдуманных чудесах и небылицах. Преподавание богословских предметов, обязательных или факультативных, строго осуществлять только в специальных духовных школах и учреждениях.

5. Не следует отождествлять или уравнивать науку с богословием, достоверное знание с мифологией. Это разные формы освоения действительности со своими особыми целями, задачами и функциями.

6. Снять всякое табу на конструктивную критику религиозных догматов и деятельность церковных иерархов. Наряду с положительными широко освещать и отрицательные инициативы церкви, показывать ее постоянный консерватизм и корыстные корпоративные интересы.

7. Не делать церковь и религию главным приоритетом развития общества. Всемерно оказывать общественную и государственную поддержку науке, образованию, культуре.

Доктора и кандидаты философских наук:
Гончаров Владимир Петрович, Московский деловой центр.
Кошелев Михаил Иванович, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России
Кржевов Владимир Сергеевич, МГУ им. М.В.Ломоносова.
Осипов Николай Евдокимович, ЧГУ им. И.Н.Ульянова.
Плетников Юрий Константинович, институт философии РАН.
Разин Александр Владимирович, МГУ им. М.В.Ломоносова.

Источник: Открытое письмо

No comments: