Ксения Светлова для bbcrussian.com, Израиль
Нелегко в эти дни приходится экстремистским организациям, которые нуждаются в немалом бюджете для финансирования своей деятельности, поскольку любая подрывная акция требует прочной экономической базы.
Кроме фанатичной убежденности в том, что цель оправдывает любые средства, экстремисту необходима инфраструктура поддержки, средства для приобретения взрывчатки, укрытие, автомобиль, оружие, фальшивые документы и так далее.
Во времена второй палестинской интифады израильские спецслужбы подсчитали, что пояс смертника стоит около 700 шекелей (150-170 долларов), запуск ракеты "Касам" также обходится в несколько сот шекелей. Мега-теракт - такой, как 11 сентября 2011 года в США - может обойтись в сотни тысяч долларов.
Мировой финансовый кризис совпал с "арабской весной" и существенными геополитическими переменами на Ближнем Востоке. Очень немногие из экстремистских организаций способны зарабатывать на жизнь, или, если точнее, на смерть, самостоятельно. В Израиле писали о том, что "Аль-Каида" в Северной Африке подрабатывает, похищая людей и торгуя заложниками, а ливанская "Хезболла" зарабатывает часть средств продажей наркотиков.
Однако, как правило, бюджет радикальных группировок складывается в основном из частных или государственных пожертвований. Так, "Хезболла" до недавнего времени получала солидные пожертвования от бизнесменов ливанского происхождения, живущих в Африке и Южной Америке, а также в США.
Немалую помощь радикальным группировкам оказывают и государства. В бюджете Ирана, например, прописана статья, направленная на поддержку "Хезболлы", ХАМАСа и "Исламского джихада". Но что делать, если денежный поток внезапно иссыхает, а затем полностью прекращается?
"Хезболла"
В деревнях южного Ливана по-прежнему можно увидеть сотни домов, разрушенных в ходе войны 2006 года, а также незаконченные стройки.
У движения "Хезболла", которое обязалось компенсировать жителям южного Ливана убытки, понесенные ими в ходе борьбы "Хезболлы" с Израилем, нет денег, чтобы завершить работы.
Источники в руководстве движения рассказывают, что средств не хватает и на пополнение военного арсенала: финансовая ситуация у "Хезболлы" не блестящая.
С начала 1990-х годов главным спонсором "Хезболлы" является Иран.
До 2000 года бюджет организации составлял более 100 млн долларов в год, и львиную долю, около 100 миллионов, предоставлял Тегеран. На протяжении последних 10 лет расходы "Хезболлы" увеличивались - увеличилась и иранская финансовая помощь, которая к 2006 году достигла 200 миллионов в год.
После израильско-ливанской войны 2006 года Иран пообещал предоставить "Хезболле" дополнительно 1 миллиард долларов на обустройство южного Ливана и выплату компенсаций местным жителям.
Однако три года спустя эта сумма была урезана на 40% из-за финансового кризиса, а после того, как упали цены на нефть и против Ирана были введены новые экономические санкции, она сократилась еще в полтора раза.
Если добавить к этому беспрецедентную коррупцию, о которой упомянул лидер "Хезболлы" Хасан Насралла в ходе своего заявления 6 декабря (финансовый директор "Хезболлы" проворовался на 1,6 млрд долларов), а также ужесточение европейского и американского законодательства в отношении финансирования экстремистских организаций, то создается впечатление, что "Хезболле" грозит настоящая финансовая катастрофа.
По данным французской газеты Figaro, на днях Генпрокуратура США подала иск против ливанско-канадского банка, подозреваемого в отмывании денег в пользу "Хезболлы". Ливанские источники также сообщают, что в ходе мирового финансового кризиса пострадали и многие бизнесмены-доноры организации в США и Европе.
ХАМАС
В не менее тяжелой ситуации сегодня находится и палестинская организация ХАМАС, контролирующая сектор Газа.
В результате бурной и затяжной "сирийской весны" "внешнее" руководство группировки, базирующееся в Дамаске, фактически осталось без крыши над головой.
Все началось с того, что Халед Машааль, глава Политбюро ХАМАС, отказался провести демонстрацию в поддержку Башара Асада, видимо, опасаясь навлечь на себя гнев арабских революционеров.
Затем Машааль пошел еще дальше и призвал Асада провести необходимые политические реформы, "пока не поздно".
Параллельно в арабских СМИ появились сообщения о том, что руководство ХАМАС начинает покидать насиженное место и искать очередную арабскую столицу, готовую принять "современных бедуинов" (так некогда называл себя покойный глава ООП Ясир Арафат). Но Иран выдвинул ультиматум: если руководство группировки покинет Дамаск, Тегеран прекратит снабжать ХАМАС оружием и деньгами.
Поскольку сектор Газа не является самодостаточной экономической единицей, возместить недостающие миллионы в казне ХАМАС будет явно неоткуда.
Правда, пока на помощь пришел турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган, распорядившийся выделить группировке 300 миллионов долларов в виде экстренной помощи.
Однако пока неясно, станет ли Турция помогать ХАМАСу на постоянной основе.
До 2002 года в качестве главного банкира и спонсора ХАМАС выступала Саудовская Аравия, однако после событий 11 сентября 2001 года, а также отказа ХАМАС принять выдвинутую Саудовской Аравией инициативу по примирению с официальным руководством Палестинской автономии, Эр-Рияд фактически прекратил финансовую поддержку.
Очевидно, что финансовые трудности не изменят идеологии радикальных движений и организаций, однако могут помешать им реализовывать свои замыслы и вести широкомасштабную пропаганду.
Sunday, December 25, 2011
Террористические организации теряют финансовую поддержку
Labels:
Ближний Восток,
война и конфликты,
криминал,
религия
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment