Saturday, December 17, 2011

Сибирь. Монамур (Россия, драма, 2011)

Режиссер: Слава Росс
В ролях: Петр Зайченко, Михаил Процько, Сергей Новиков, Лидия Байрашевская, Николай Козак
Доп. инфо: IMDB, Кинопоиск
Скачать: фильм доступен на РуТрекере, etc.
Описание: Сибирь. Поздняя осень. В тайге, в заброшенной деревне живет старик - старовер Иван и его 7-летний внук Лешка. Они ждут отца мальчика, который ушел 2 года назад и не вернулся. Стая бродячих собак пожирает все живое в окрестностях. Мальчик дружит с одной из этих собак, за это старик его часто ругает. Иногда дальний родственник дядя Юра привозит им еду. (Кинопоиск)

Редко смотрю российские фильмы и еще реже досматриваю их до конца. Этот - не только досмотрел, но и время пролетело достаточно незаметно, что определенно кое-что значит. Отчетливо понимаю, что фильм обречен с точки зрения сборов, хотя хочется, чтобы его аудитория была побольше. "Сибирь. Монамур" - не шедевр, да и оценивать его будут диаметрально противоположно, но он не оставляет равнодушным и выделяется на фоне тупых комедий и мутных артхаусных фильмов "для себя".

НИ РАЗУ НЕ РЕЦЕНЗИЯ! СПОЙЛЕРЫ!
Место действия - необозначенная глубокая российская жопа, описанная по устоявшимся канонам - полувымершие деревушки, все разваливается, население влачит жалкое существование, сдабривая его самогоном. Дед - религиозный динозавр, живущий отдельно в глухомани, где ему и место. У деда есть один плюс - он не пьет. Наверное, единственный такой из взрослых в фильме. Вместе с дедом живет пацан - откровенно  пропадает. Мальчишке нужна семья, друзья, общение, игры, школа - здесь нет ничего и ничего не светит. От деда толку никакого, лишь молитвы может читать, пацаном совершенно не занимается. В общем, просто живут.

По округе носится стая диких собак, подозрительно породистых и организованных. Собаки красиво бегают, правда почему-то лают на ходу (видимо, зачем-то наложили звук). Один из псов - черно-белый Клык - единственный друг пацана, с которым они отлично ладят. Но осел-дед хочет и от него избавиться.

Где-то неподалеку есть деревня, где живут родственники, там свом тараканы - алкоголь, секс на стороне. Еще есть военчасть, в которой командование находится в стадии полного морального  разложения от полного безделия. Есть боевой капитан, трижды раненый в голову, похоже, не бесследно. Где-то какой-то городок, где есть гарем проституток и забегаловка "У Гагика" (в сибирской глухомани), все это крышует некая кавказская крыша. По округе шарятся не то зеки, не то мародеры - или все вместе в одном лице. В общем, сетап фильма разнообразный, чернушный и с сомнительной реалистичностью.

В фильме несколько сюжетных линий, которые просто обязаны пересечься, только делают они это достаточно слабо и лишь в конце фильма. В итоге фильм заканчивается, когда только что-то начинает происходить.

В фильме отчаянно не хватает положительных героев. Вроде как в центре сюжета пацан, но в силу нескольких сюжетных линий его в фильме достаточно мало, а сам он в силу затюканности и возраста особой самостоятельности не проявляет, его персонаж скорее пассивно-ведомый. Хотя в ответ на доставания со стороны деда, в планах на будущее, "когда папка вернется", для деда в семье места не предусмотрено.

Герои на протяжении фильма совершают странные и малообъяснимые поступки. Проще говоря - откровенно тупят. Когда надо было пацана вытащить, почему дед банально не принес лестницу? Что, в деревне лестницы нет? Да ее с нуля сколотить за час можно. Или Яхве мозг склевал? Почему не сказал пацану, чтобы тот обвязал себя веревкой вокруг пояса? Почему, наконец, просто сам не спустился по той же веревке, не обвязал парня, потом вылез бы сам и вытащил его. Учитывая, какие дед вскоре проявлял чудеса прыти и живучести, спуск-подъем в колодец - паря пустяков.
Дальше, куда дед поперся? Деревня неподалеку и к ней идет дорога. А он пошел куда-то по тайге и, судя по показанному, это "куда-то" где угодно, но не близко. По пути дед бредет по лесу, по болоту, по мосту без конца. Потом сплав по реке в ледяной воде (ну это ему минут 20 до смерти) фиг знает сколько времени, потом ползком по снегу по лесу, вдоль трассы и, наконец, встреча с собаками - вся эта цепочка приключений и выживания настолько анреал, что просто не воспринимается.
Жена, приехавшая к деду, тоже хороша. Дано: муж пропал, деда с внуком нет, где-то шастают плохие люди. Рядом с домом сидит Клык и открытым текстом зовет ее за собой. И жене совсем не пришло в голову, что пес не просто так ее зовет. Тезис баба-дура в действии?
Мужики с застрявшей машиной - все, что им пришло в голову, это толкать. Двое взрослых мужиков не в состоянии вытащить легковушку? Ну и т.д.

Эмоционально фильм на сильную драму не тянет. Он, конечно, драматичный, но без особого накала и обрывающих мозг вещей. Естественно, утонченные артхаусные графоманы, отзывы которых, кажется, полностью оккупировали Кинопоиск, считают иначе - у них тут и невероятное эмоциональное напряжение, не отпускающее весь фильм и, как обычно, великая и непостижимая русская душа на дне стакана... Адекватные отзывы еще надо поискать - вот, например, на новосибирском сайте (режиссер оттуда же).

В России фильму особо ничего не светит, а вот на западных фестивалях он нашел/найдет своего зрителя, который в очередной раз будет поражен (за тем и шел) тем, какая же у них там, в России, жопа творится. Может быть, "Сибирь. Монамур" изначально и был экспортным проектом, поскольку права на европейский прокат приобрел Люк Бессон, на студии которого делался и постпродакшн.

Но, тем не менее, снимать Слава умеет. Актеры у него играют неплохо, собаки бегают красиво, юмор местами присутствует, картинка не страдает. Так что, Слава - снимай еще! Только с несколько более реалистичным сценарием, менее чернушным и - нацеленным на своего, российского зрителя, причем массового.

Для тех, кто не может без трейлера:

No comments: